«Иди погугли» или как за два года вырасти из стажера в ведущего SEO-специалиста
Разговариваем со Светой Ганжа – закончила БГУИР по специальности «Маркетинг в электронной коммерции», в 2016 году пришла в Grizzly на стажировку по SEO, а сейчас – ведущий SEO-специалист в этой же компании.
Как ты попала на стажировку?
Я искала работу после универа, не знала, чего хочу и никогда не думала про SEO. Моя специальность размытая. Но мне не хотелось одежду в магазине раскладывать. Я попробовала один день – не понравилось. Я пересмотрела много вакансий и нашла бесплатную стажировку по SEO в Grizzly на 2 месяца.
Я написала [на почту], сделала тестовое, и меня позвали на собеседование. Тогда в компании было человек 10, не было HR, и собеседование проводил Кирилл [руководитель отдела SEO].
Какое тестовое?
Теоретические вопросы, чтобы понимать, мыслишь ли ты в сторону SEO. Когда делаешь, можно гуглить: ты разбираешься, понимаешь и пишешь ответ.
Сейчас многие, если не знают, ставят прочерк, но ты же идешь на сеошника, ты должен уметь гуглить!
Мы проверяем тестовое и должно быть видно, что у человека есть логика. А собирать семантику, составлять тайтл можно научить. Главное – думать.
Ты многого не знала во время стажировки?
Я ничего не знала! Мне дали сайт с семантикой на 1000 запросов – вот, собирай. У меня сейчас такого не бывает. Как собирать, что собирать? Что-то не знаешь – почитай, если что – спроси. Первые два дня я читала Яндекс Хелп.
Кирилл грамотно построил обучение. Ты задаешь ему вопрос, а он говорит: «А ты как думаешь?». И я злилась: «Я не знаю, поэтому спрашиваю». Теперь и я так отвечаю стажерам и говорю гуглить. Это работает.
Возможно, стажер подумает, что мне на него плевать и я его не хочу учить. Но это не так: они должны понимать, что это часть обучения. Мы выращиваем специалистов, которые смогут работать без нас.
Но вопросы все равно нужно задавать всегда. А я стеснялась много спрашивать: думала, что должна знать, что все заняты. Разбиралась, косячила, переделывала. Это полезнее объяснений. Ты не можешь сказать: «А ты мне такое не рассказывал». Да и все не объяснишь. В SEO куча задач, которые и опытный сеошник ни разу не делал.
Стажировка – это лучшее обучение. Не как в универе, где тебе читают лекцию и говорят, как делать.
Как нужно накосячить, чтобы вылететь со стажировки?
Важны три вещи. Ты:
- систематически ошибаешься. Ты что-то неправильно делаешь, тебе объясняют, почему неправильно, но ты повторяешь эту же ошибку снова и снова – значит, не понимаешь. Это хуже, чем-то что сломать или неправильно собрать;
- не можешь сам справиться. Нужен специалист, а не исполнитель: ты не должен сидеть и ничего не делать, если тебе не поставили задачу;
- не вписываешься в коллектив. Все говорят, что Grizzly – это лучшая команда. Громкие слова, но это правда. Если человек неадекватный, ему здесь некомфортно – это видно. Он не приживется в компании, каким бы классным специалистом не был.
Когда я в первый раз положила сайт, все только посмеялись – это страшно, но ты понимаешь, что все починится.
Но ты же, как пришла на стажировку, была исполнителем.
Сначала тебе дают проект и говорят собирать семантику, а в конце стажировки дают проекты: «Вот тебе 5 проектов, выводи». Нужно собрать семантику, составить ТЗ. А что еще делать? Ты гуглишь, смотришь кейсы и делаешь. Эта проблема у всех, кто начинает сеошить, но все приходит с опытом.
Почему в Grizzly такая текучка стажеров?
Очень маленький процент людей понимает, что такое SEO. Они думают: «А, ну IT, классно, легко». Нет, это монотонная и иногда неинтересная работа. Интерес приходит позже. Сначала нужно перебрать кучу дурацких запросов, написать отзывы, каталоги собрать – монотонная, но нужная работа.
У многих впечатление о SEO: ты смотришь в метрику, аналитику и ТЗ делаешь. А там огромный список задач – может, и это стажеров отпугивает.
А что тебе нравится в SEO?
Ты можешь делать, что угодно. Можешь быть отчасти разрабом, больше анализировать. Это творческая штука: тебе нужно придумать, что еще сделать с сайтом. Это твой проект, а если клиент адекватный, он соглашается на все и доверяет. Считаешь, что что-то поможет? Делай! Наверное, странно звучит «творчество в SEO», но оно есть.
Что посоветуешь стажерам при выборе? И как понять, что на стажировке происходит что-то не то?
- Идти [на собеседование] и смотреть, по тексту вакансии не поймешь.
- Почитать про работу, узнать, что делают специалисты, чтобы быть готовым.
- Не решать сразу, что это задачи, которые ты будешь делать всегда.
- Смотреть на обстановку в офисе. Если тебе люди неприятны с самого начала – найди другую работу. Каждый день их видеть – настроение себе портить.
Есть стереотип, что стажеры – это рабы, которые делают черную работу.
Почему рабы? Специалист, у которого свои проекты и много задач, тратит время на твое обучение, а чаще всего обучение платное. На стажировке тебе не читают лекции, ты работаешь с реальными проектами и клиентами – это же круто. Я не считала себя рабом. Даже если ты просто собираешь семантику, ты это делаешь для реального сайта.
А про черную работу. Я потрачу больше времени на объяснения и проверку, чем сама сделаю. Мне выгоднее сделать самой: это быстрее и качественнее. Но нам интересно вырастить стажера, заточенного под работу в компании, чем переучивать специалиста.
Подпишись на наш телеграм-канал!