«Иди погугли» или как за два года вырасти из стажера в ведущего SEO-специалиста

Разговариваем со Светой Ганжа – закончила БГУИР по специальности «Маркетинг в электронной коммерции», в 2016 году пришла в Grizzly на стажировку по SEO, а сейчас – ведущий SEO-специалист в этой же компании.

Света Ганжа, ведущий SEO-специалист Grizzly

Это Света

Как ты попала на стажировку?

Я искала работу после универа, не знала, чего хочу и никогда не думала про SEO. Моя специальность размытая. Но мне не хотелось одежду в магазине раскладывать. Я попробовала один день – не понравилось. Я пересмотрела много вакансий и нашла бесплатную стажировку по SEO в Grizzly на 2 месяца.

Я написала [на почту], сделала тестовое, и меня позвали на собеседование. Тогда в компании было человек 10, не было HR, и собеседование проводил Кирилл [руководитель отдела SEO].

Какое тестовое?

Теоретические вопросы, чтобы понимать, мыслишь ли ты в сторону SEO. Когда делаешь, можно гуглить: ты разбираешься, понимаешь и пишешь ответ.

Сейчас многие, если не знают, ставят прочерк, но ты же идешь на сеошника, ты должен уметь гуглить!

Мы проверяем тестовое и должно быть видно, что у человека есть логика. А собирать семантику, составлять тайтл можно научить. Главное – думать.

Ты многого не знала во время стажировки?

Я ничего не знала! Мне дали сайт с семантикой на 1000 запросов – вот, собирай. У меня сейчас такого не бывает. Как собирать, что собирать? Что-то не знаешь – почитай, если что – спроси. Первые два дня я читала Яндекс Хелп.

Кирилл грамотно построил обучение. Ты задаешь ему вопрос, а он говорит: «А ты как думаешь?». И я злилась: «Я не знаю, поэтому спрашиваю». Теперь и я так отвечаю стажерам и говорю гуглить. Это работает.

Возможно, стажер подумает, что мне на него плевать и я его не хочу учить. Но это не так: они должны понимать, что это часть обучения. Мы выращиваем специалистов, которые смогут работать без нас.

Но вопросы все равно нужно задавать всегда. А я стеснялась много спрашивать: думала, что должна знать, что все заняты. Разбиралась, косячила, переделывала. Это полезнее объяснений. Ты не можешь сказать: «А ты мне такое не рассказывал». Да и все не объяснишь. В SEO куча задач, которые и опытный сеошник ни разу не делал. 

Стажировка – это лучшее обучение. Не как в универе, где тебе читают лекцию и говорят, как делать.

Как нужно накосячить, чтобы вылететь со стажировки?

Важны три вещи. Ты:

  • систематически ошибаешься. Ты что-то неправильно делаешь, тебе объясняют, почему неправильно, но ты повторяешь эту же ошибку снова и снова – значит, не понимаешь. Это хуже, чем-то что сломать или неправильно собрать;
  • не можешь сам справиться. Нужен специалист, а не исполнитель: ты не должен сидеть и ничего не делать, если тебе не поставили задачу;
  • не вписываешься в коллектив. Все говорят, что Grizzly – это семья. Громкие слова, но это правда. Если человек неадекватный, ему здесь некомфортно – это видно. Он не приживется в компании, каким бы классным специалистом не был.

Когда я в первый раз положила сайт, все только посмеялись – это страшно, но ты понимаешь, что все починится.

Но ты же, как пришла на стажировку, была исполнителем.

Сначала тебе дают проект и говорят собирать семантику, а в конце стажировки дают проекты: «Вот тебе 5 проектов, выводи». Нужно собрать семантику, составить ТЗ. А что еще делать? Ты гуглишь, смотришь кейсы и делаешь. Эта проблема у всех, кто начинает сеошить, но все приходит с опытом.

Почему в Grizzly такая текучка стажеров?

Очень маленький процент людей понимает, что такое SEO. Они думают: «А, ну IT, классно, легко». Нет, это монотонная и иногда неинтересная работа. Интерес приходит позже. Сначала нужно перебрать кучу дурацких запросов, написать отзывы, каталоги собрать – монотонная, но нужная работа.

У многих впечатление о SEO: ты смотришь в метрику, аналитику и ТЗ делаешь. А там огромный список задач – может, и это стажеров отпугивает.

А что тебе нравится в SEO?

Ты можешь делать, что угодно. Можешь быть отчасти разрабом, больше анализировать. Это творческая штука: тебе нужно придумать, что еще сделать с сайтом. Это твой проект, а если клиент адекватный, он соглашается на все и доверяет. Считаешь, что что-то поможет? Делай! Наверное, странно звучит «творчество в SEO», но оно есть.

Что посоветуешь стажерам при выборе? И как понять, что на стажировке происходит что-то не то?

  1. Идти [на собеседование] и смотреть, по тексту вакансии не поймешь.
  2. Почитать про работу, узнать, что делают специалисты, чтобы быть готовым.
  3. Не решать сразу, что это задачи, которые ты будешь делать всегда.
  4. Смотреть на обстановку в офисе. Если тебе люди неприятны с самого начала – найди другую работу. Каждый день их видеть – настроение себе портить.

Есть стереотип, что стажеры – это рабы, которые делают черную работу.

Почему рабы? Специалист, у которого свои проекты и много задач, тратит время на твое обучение, а чаще всего обучение платное. На стажировке тебе не читают лекции, ты работаешь с реальными проектами и клиентами – это же круто. Я не считала себя рабом. Даже если ты просто собираешь семантику, ты это делаешь для реального сайта.

А про черную работу. Я потрачу больше времени на объяснения и проверку, чем сама сделаю. Мне выгоднее сделать самой: это быстрее и качественнее. Но нам интересно вырастить стажера, заточенного под работу в компании, чем переучивать специалиста.

Количество просмотров 60

Отдел по работе с клиентами

info@grizzly.by

Оценка компании в Google

4.8 на основании 22 отзывов