Нужна ли миссия компании и как ее разработать?
Миссия – это главная цель компании, которая отражает суть существования бизнеса. Она демонстрирует не денежные цели, а что-то более человеческое: какую пользу представляет компания для клиентов и сотрудников, какую ценность хочет донести. Сформулировать миссию важно не в длинный текст, а в одно-два предложения.
Например, миссия Nike – доносить вдохновение и инновации до каждого спортсмена в мире, а предназначение McDonald's в том, чтобы быстро и качественно обслуживать большое количество посетителей, используя стандартный набор продуктов.
В каждом случае компания показывает свое предназначение и рассказывает о пользе для клиентов.
Правильно сформулированная миссия ответит на три главных вопроса об организации:
- зачем она существует?
- кому помогает?
- каким образом она это делает?
Миссия позволяет определить приоритетные направления, а также формирует стратегическую составляющую компании: принципы, позиционирование, отличие от остальных участников рынка, роль в социуме.
Миссию можно также назвать некой философией, которая создается для реализации следующих целей:
- транслирование обществу позиционирования бизнеса;
- управление внутренней и внешней коммуникацией;
- мотивация сотрудников работать на благо общей цели;
- формирование репутации.
Каждой ли компании нужна миссия?
Миссия необходима тем компаниям, которые искренне ищут причины своего существования на рынке, помимо заработка. Например, вы стали мамой или папой, и искали удобную кроватку, которая не стоит как крыло самолета. Поиски не увенчались успехом и вы приняли решение делать детскую мебель собственноручно. Наличие этой причины – основа миссии вашего бизнеса, осталось только грамотно ее сформулировать одной фразой.
Или вы уже имеете прибыльный бизнес, хорошую команду, лояльных клиентов и не видите необходимости что-то придумывать. Но если вы решите, что нужно масштабироваться и двигаться дальше, то проработанная миссия станет первой и важной ступенькой в развитии.
Часто люди не понимают, почему человек, который достиг больших успехов в предпринимательстве начинает предлагать бесплатные курсы, в которых собрана действительно полезная информация. Дело в том, что он просто «дорос». Сравнить это можно с пирамидой Маслоу: когда базовые потребности закрыты, остается желание оставить свой след в истории.
Как разработать миссию, за которой последуют сотрудники и клиенты?
Если вы понимаете, что для дальнейшего продвижения бизнеса необходима миссия – приступайте к разработке. Рекомендуем отвечать на все вопросы честно, не обманывать себя, так как неверная миссия может пагубно сказаться на имидже, стратегии и на всем бизнесе. Задайте себе вопрос, не зачем, а для чего вы развиваете проект.
Мы рекомендуем при разработке миссии выполнить следующие задачи:
- Проанализируйте фактическое положение организации. Детально проработайте целевую аудиторию, запросы клиентов, которые удовлетворит ваша компания, какой след вы хотели бы оставить в истории, определите свои конкурентные преимущества.
- Изучите опыт организаций, которые уже добились мирового успеха. Это позволит определить, какое позиционирование ближе вашей компании, а какие философии не цепляют.
- Пропишите текст и отредактируйте его. Логически объедините ответы на все вопросы и оцените, что из этого вас вдохновляет и максимально отражает ваш бизнес. Старайтесь не мудрить и не использовать сложные предложения и термины, которые понятны только вам. Самая сложная часть в данном этапе – убрать ненужное и довести текст до ума. Результат должен быть емким и коротким, умещаться на слайд презентации и легко восприниматься коллегами, партнерами или клиентами.
- Тестируйте результат. Обратитесь ко всем, кому в данном вопросы вы доверяете. Это могут быть коллеги, партнеры, друзьям. Миссия должна быть понятна каждому, вызывать приятные чувства и соответствовать образу организации. Все замечания стоит зафиксировать, проанализировать и решить, такого ли отклика вы ждете. При необходимости доработайте и снова вернитесь к тестированию.
Философия компании не всегда может лежать на поверхности, поэтому будьте готовы к серьезной аналитической работе.
Каких ошибок важно избежать?
При разработке философии компании важно понимать, что миссия и цель – разные понятия. Первое означает то, ради чего вы занимаете бизнесом, второе – то, куда вы планируете прийти при достижении желаемого.
При разработке миссии не рекомендуем:
- рассказывать о прибыли. Мы все прекрасно понимаем, что любой бизнес нацелен на получение дохода;
- создавать миссию «для галочки». Лучше ее не будет вовсе, чем она будет абстрактной и шаблонной. Приведем пример неудачного варианта – «совместная работа и жизнь для всеобщего блага». Это миссия крупной компании Canon, которая не несет в себе никакой ценности, так как по ней нельзя определить как организация планирует приносить пользу;
- упоминать о стремлениях, которые вы не планируете реализовывать. Красивая фраза, которая не имеет отношения к вашей компании будет только отталкивать.
Поэтому, если вы не знаете, что написать – лучше отложить это дело до лучших времен. Неработающий шаблон, который можно применить к любой организации, не принесет пользы.
Варианты удачных миссий от известных брендов
Для вдохновения и последующего анализа, предлагаем ознакомиться с удачными, на наш взгляд, примерами:
- TikTok – мы стремимся вдохновлять пользователей на творчество и приносить радость;
- Toyota – сплотить усилия и объединить труд людей на основе строительства качественных автомобилей;
- Starbucks – вдохновлять и питать дух каждого человека, с каждой чашкой кофе, каждый день, в любом месте;
- Google – систематизировать всю информацию в мире и сделать доступной каждому пользователю;
- Alibaba – устранить любые барьеры между покупателем и продавцом.
Мы рекомендуем приступать к созданию миссии, когда вы искренне стремитесь к чему-то большему, помимо получения материальных благ. Философия компании помогает масштабироваться более осознанно и принимать решения в соответствии с имиджевой стратегией. Понимая, для чего вы работаете, вы поможете бизнесу стать еще более эффективным, а клиенты захотят не просто покупать у вас товар или услугу, а приобретать ценность, которую вы несете.
Наталья Касович,
Маркетолог Grizzly Digital Company
Подпишись на наш телеграм-канал!